Уже много лет в России идет работа в
сфере улучшения образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Но
до не давнего времени была категория детей, которые считались необучаемыми –
это дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в умеренной,
глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(ТМНР), с расстройством аутистического спектра (РАС) многим из таких детей
невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи.
03 февраля 2015 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. На его основе был разработан АООП (адаптированные основные общеобразовательные
программы) - 1 вариант для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные
нарушения) и 2 вариант, для детей с ТМНР.
Если с детьми с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) сталкивались практически все педагоги, так как
инклюзия в России идет уже не один год, то категория детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития представляет собой абсолютно новую группу с
особыми нарушениями и совершенно другим
подходом в обучении.
Немного теории…
К тяжелым и множественным нарушениям
развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения,
слуха, речи, умственного развития, ДЦП, аутизм (РАС), синдром Дауна и так далее)
у одного ребенка.
В зависимости от структуры нарушения
дети с тяжелыми и множественными нарушениями разделяются на три основные
группы.
В первую входят дети с двумя выраженными
психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.
Во вторую — имеющие одно существенное
психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение,
выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития. В таких
случаях говорят об «осложненном» дефекте.
В третью группу входят дети с так
называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений
(первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным
отклонениям в развитии ребенка. К множественным дефектам, можно отнести и
сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют
отрицательный кумулятивный эффект. Например, при сочетании небольших нарушений
моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие
речи.
Аутизм
это отдельная категория детей, которые имеют нарушение психического
развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к
нарушению социального взаимодействия. Это предельное одиночество ребенка,
снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и
социального развития; это стереотипность в поведении, связанная с напряженным
стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; поглощенность
однообразными действиями – моторными и речевыми; это особая характерная
задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативная функция и
большинства.
Но самое главное! Практически 80% детей
с ТМНР и РАС имеют выраженные нарушения развития речи. Это не говорящие дети и
как следствие, это затрудняет обучение, так как родители и педагоги не
понимают, чего хочет ребенок, или что у него болит и, как правило, сталкиваются
с неприемлемым поведением (истерики, агрессия, самоагрессия).
На данный момент образование не
стоит на месте. И на сегодняшний день популярными,
современными методами организации обучения детей с ТМНР и РАС являются:
Структурированное
обучение.
Структурированное обучение — это
определенные условия, в которых должен обучаться ребенок с РАС и ТМНР, а не «где» и «когда» его нужно обучать,
а учит тому, как учиться; это система организации самой среды обучения.
Структурированное пространство - это
структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения.
В этой связи важно, как мы расположим мебель и материалы для обучения в
различных зонах: в классах, на игровой площадке, в мастерской, в коридорах,
раздевалках/комнатах хранения и т.д. Степень структурирования пространства
зависит от уровня самоконтроля ребенка, но не от уровня развития его
когнитивных навыков.
Визуализированное расписание занятий —
это один из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, так
как оно сообщает обучающемуся с ТМНР и РАС, какие занятия будут проводиться и в
какой последовательности.
Визуализированные расписания важны по
следующим причинам:
—Помогают преодолеть сложности,
являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время
учащегося.
— Помогают детям с языковыми проблемами
понять требования учителя.
— Снижают уровень тревожности и
неприемлемого поведения.
— Расписания проясняют, какой вид
деятельности происходит в определенный период времени, а также готовит обучающихся
к возможным изменениям.
— Помогает обучающемуся самостоятельно
перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая,
куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
—Визуализированное расписание использует
стратегию «сначала-потом», то есть «сначала ты делаешь…, потом …(но не
«если-тогда»).
Компоненты процесса обучения включают в
себя системную и организованную подачу заданий/материалов с целью
обучения ребенка самостоятельной работе без помощи взрослого. Важно отметить, что
независимо от вида деятельности, вся система должна включать ответы на
следующие вопросы:
— Какую работу необходимо
выполнить? В чем состоит задание? (например, рассортировать предметы по
цвету, почистить зубы и т.д.)
— Каков объем работы? Нужно
визуально представить ребенку в точности, какой объем работы он должен
выполнить (например, если ребенку нужно вырезать 10 квадратиков, не нужно давать
ему целую пачку и ждать, что он сам поймет, что сначала нужно отсчитать, а
потом вырезать 10, и тогда задание будет считаться выполненным).
Необходимо помнить о том, что дети
обрабатывают в первую очередь информацию, поступающую по визуальному каналу, поэтому
его может выбить из колеи вид большого объема работы, а следствие вспышки
неприемлемого поведения (крик, агрессия, самоагрессия). Предложите ему только
те материалы, которые строго необходимы для выполнения конкретного задания,
чтобы избежать непонимания точного объема работы.
— Когда я закончу выполнять данный
вид работы? Ребенок должен сам понять, когда задание выполнено. Это может
быть ясно из самого задания, также можно использовать таймеры либо визуальные
сигналы, например, на листе с заданиями поставить красную точку, обозначающую
конец заданий на данном занятии.
— Что последует за этим? Обучающийся
мотивирован на успешное завершение
предложенного задания, если за этим должно последовать подкрепление:
непосредственное материальное подкрепление, какой-то любимый вид деятельности,
перемена, деятельность по желанию ребенка. В некоторых случаях ребенка
мотивирует сама перспектива того, что данное занятие будет закончено.
Опыт структурированного обучения
свидетельствует о том, что общая продуктивность работы обучающегося повышается,
если у него есть возможность понять, какой объем работы он должен выполнить и
когда он должен закончить.
Структурированное обучение опирается на
комплексную программу ТЕАССН
Цель программы: создавать необходимые условия
для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни
детей с ТМНР и РАС.
При этом должны сочетаться два аспекта:
максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения,
где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
Основные принципы программы:
• Исследование, ориентированное на
психологическое развитие, которое охватывает способности и недостатки ребенка в
различных функциональных сферах развития.
• Исследование, которое создает основу
для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как
краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и абилитации детей.
• Индивидуальные программы развития с
тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, которые
являются в итоге основной линией работы с ним.
Вся индивидуальная программа развития
ребёнка делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов
получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на
этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала.
Работа по методике TEACCH требует
определённой организации пространственной среды.
Ресурсный
класс
Ресурсный класс - это не просто место,
где дети собираются, чтобы поучиться. Это место, в котором любому ребенку с ТМНР и РАС может быть оказана помощь. Это
не класс в понятии коллектива, это класс в понятии места. Места, куда ребенок приходит
за помощью. В таком классе всегда есть
учитель, который имеет сертификат о прохождении обучения АВА и владеющий необходимыми
знаниями и навыками в области прикладного анализа поведения. Это тьютор, которых должен пройти один или несколько модулей по
АВА, иметь специальное клиническое, психологическое или педагогическое
образование, опыт прохождения курсов и тренингов в рамках АВА. И cупервизор,
который контролирует работу класса – утверждает коррекционную программу, планы
по развитию учебных навыков, отслеживает работу по коррекции нежелательного
поведения, обучает членов команды, проводит очные наблюдения в классе и
регулярные дистанционные супервизии для учителей (разбирает сложные вопросы по
ученикам, обсуждает динамику работы в классе и отдельно по каждому ученику).
Супервизором выступает поведенческий аналитик уровня BCBA (Board Certified
Behavior Analyst) – специалист, который имеет сертификацию по стандарту
международной комиссии BACB (Behavior Analysis Certification Board).
Ресурсный класс работает по АВА
программе:
ABA, или
прикладной анализ поведения - это научная дисциплина, суть которой заключается в
следующем: каждый человек обучается под воздействием факторов окружающей среды,
т. е. в ситуации, когда к нему предъявляются некоторые требования. Большинство
людей обучается новым навыкам, сами того не осознавая. Но дети с аутизмом, с
ТМНР могут чему-то научиться только в ситуации, когда «требования», которые
предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы и структурированы,
каждый необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и
применение всячески подкрепляется.
На данный
момент АВА – единственный терапевтический метод, эффективность которого
при работе с детьми РАС подтверждена многолетними исследованиями. Сразу же скажу, из личного опыта, этот
терапевтический метод очень эффективен и при работе с детьми с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.
ABA-терапия включает в себя много различных методов.
Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до
того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после
того, как возникает поведение). Одной из ключевых методик АВА является положительное подкрепление/усиление. Ее суть состоит в
том, что, когда за поведением следует поощрение, высока вероятность того, что
такое поведение будет повторяться в будущем.
Таким
образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ
ДЕЛАТЬ.
Все это объединяет еще одна система.
У каждого ученика такого класса
индивидуальное рабочее место. Оно оборудовано стенкой-перегородкой, на которой
размещены необходимые ребенку визуальные материалы, а также расписание дня в
картинках.
К сожалению, на деле в плане ресурсных классов и
поведенческих аналитиков не все так хорошо. Если в Центральной России пусть и
немного, но такие классы и специалисты есть, то в остальных регионах не то
чтобы классы, идет колоссальная нехватка специалистов, таких как дефектологи
(олигофренопедагоги).
Из опыта работы нашего учреждения (КГКОУ ШИ 3 г.
Хабаровск). Наши классы для детей с ТМНР имеют: учителя – дефектолога
(олигофренопедагог), тьютора, ассистента (наполняемость класса 6 человек), к
сожалению, в Хабаровском крае поведенческих аналитиков нет. Но педагоги
постоянно повышают уровень квалификации в сфере обучения детей с ТМНР и РАС.
При нашем учреждении создано структурное подразделение: центр помощи детям с
ТМНР. Мы осуществляем диагностику дошкольников, выявляем уровень развития навыков у ребенка,
сильные и слабые его стороны. Результаты диагностики используются для
составления индивидуальной программы обучения на ближайший учебный год для
каждого ребенка - дошкольника.
Ну и еще одна не менее
важная система в работе с особым ребенком:
Система
альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
Это
фундаментально разработанный подход к обучению ребенка с нарушением развития и
коммуникативно-речевыми дефицитами.
Система включает в себя отдельные стадии
(этапы) по обучению, различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу
с помощью картинки, как отличить одно изображение от другого, как идти к
другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как
комментировать и использовать другие функции коммуникации.
1 этап: «как» осуществлять общение.
Конечная цель: увидев «наиболее
предпочитаемый» предмет, обучающийся берет изображение этого предмета,
дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.
2 этап: расстояние и настойчивость.
Конечная цель: ребенок подходит к своему
индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к
педагогу, привлекает его внимание и
кладет карточку в руку педагога.
3 этап: различение карточек.
Конечная цель: чтобы попросить желаемый
предмет, ребенок подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из
нескольких имеющихся, приближается к взрослому и дает ему карточку.
4
этап: структура предложения.
Конечная цель: ребенок подходит к
индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на
шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета,
помещает
ее на шаблон для предложений, с эти шаблоном подходит к взрослому и отдает его
ему. К концу этапа ребенок может общаться, таким образом, с различными
собеседниками.
5 этап: ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
(просьба как ответ на вопрос).
Конечная цель: обучающийся спонтанно
(инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты
хочешь?».
6 этап: комментирование.
Конечная цель: обучающийся отвечает на
вопросы: «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?»
и «Что это?», спонтанно (инициативно) просит и комментирует.
На собственном опыте из работы с детьми
с РАС и ТМНР (не говорящими) индивидуально обучающимися на дому, система альтернативной
коммуникации стала просто не заменимой в обучении. Ребенок с помощью карточки
может попроситься в туалет, «сказать», что устал, хочет пить, показать какое
поощрение он хочет в конце занятия вместо неприемлемого поведения в виде крика,
кусания себя или попытки укусить педагога и так далее.
Надеюсь, эта статья поможет вам в вашей
работе.
Информационные источники
- Аутизм:
Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / Светлана Морозова;
— Владос, 2010 г.
- Особые
дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции
проблемного поведения и стратегия обучения детей с расстройствами
аутистического спектра и другими особенностями развития/ Мелешкевич О.,
Эрц Ю. Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2017.
- Обучение и
сопровождение людей с аутизмом по программа TEACCH.
Минск. Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям –
инвалидам и молодым инвалидам» 2005 г.
- Система
альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
Лори Фрост, Энди Бонди.
- Справочник
педагога-психолога. Школа. № 11 НОЯБРЬ 2015. Подготовка к школе детей с
тяжелыми формами аутизма А.Д. Львова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий