Наконец-то, воплотилась в жизнь моя задумка!
Наглядно дидактическое пособие
разработано с учетом психофизических особенностей детей с расстройством аутистического спектра
(РАС) и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), на основе
системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (Pecs). Материал данного пособия
направлен на реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной
программы в области «Язык и речевая практика» (вариант 2).
Работа
с неговорящими детьми осложнена тем, что в большинстве случаев, они не
понимают, речь взрослого. Как правило, только короткие простые предложения -
«команды» (покажи, убери, принеси и т.п.). Как понять, усвоил ребенок урок?
Делает ли успехи или просто стереотипно повторяет заученные движения, жесты.
Как построить диалог с неговорящим ребенком (вопрос, ответ). Данный материал предполагает построение
предложений ребенком в ответ на вопросы педагога с помощью графических
изображений (цветные картинки, пиктограммы). В ходе обучения ребенок приобретает
нужные ему жизненные компетенции, умение общаться с окружающими его людьми.
Цель: ребенок с
помощью графических
изображений сможет осуществлять диалог с
учителем, воспитателем, родителем.
Задачи:
· Познакомить со сказками В. Сутеева;
· Учить отвечать на вопросы по содержанию
сказок с помощью графических изображений;
· Закреплять представление ребенка о животном
мире и среде их обитания.
·Развивать мыслительные операции и
познавательные процессы (устанавливать различия, исключать лишнее, сравнивать,
группировать и т.п.).
· Развивать пространственную ориентировку.
· Отрабатывать математические
представления.
·Учить распознавать эмоциональные
состояния людей с помощью графических
изображений.
Дополнительный
материал для работы: книжка В. Сутеева со сказками: «Кто
сказал «Мяу»?», «Три котёнка», «Кораблик». Графические изображения (цветные
картинки, пиктограммы) по мотивам сказок. Коммуникативная лента.
Работа
с пособием.
Прежде
чем перейти к работе с пособием ребенок
должен познакомиться со сказками В. Сутеева,
узнавать и различать персонажей (покажи щенка или где щенок, котенок, петух и
т.д.). На игрушках обыграть прочитанные сказки.
Сказки
расположены от «простого» к «сложному».
Работать с пособием можно в двух
вариантах.
1 вариант.
Работаем непосредственно с пособием и книгой с нужной сказкой одновременно.
Сначала читаем сказку, затем с помощью пособия задаем вопросы. Если надо
возвращаемся к тексту сказки.
¾ Кого
увидел Щенок? – показываете на карточку с вопросом.
¾ На
чем, сидела пчела?
В этом варианте ответы простые.
Состоящие из одного слова. Но благодаря выбору, вы будете знать, в какой
степени ребенок понимает, выдаваемый ему материал.
Из
опыта: ребенок может показывать в книги правильно всех
животных, предметы, но когда вы впервые добавляете что то новое (диалог
вопрос-ответ), дети этой категории начинают путаться, так как для них
свойственно стереотипное поведение. Это не значит, что ребенок не понимает.
2 вариант.
Этот вариант сложнее, так как ребенку нужно будет строить с помощью коммуникативной
ленты предложения в ответ на ваш вопрос. В пособии идут отдельно «пиктограммы»
вопросы. Поэтому с помощью графических изображений и коммуникативной ленты
можно работать непосредственно с книгой В. Сутеева.
В начале пособия есть одно задание для такой работы. На
коммуникативную ленту выкладывается вопрос, ребенок также с помощью выбора,
выбирает ответ и кладет на ленту.
- Пришли
куда? на …( карточки - море, речка, лужа)
- Кто
пришел на речку?... Здесь ребенку
предоставляется разнообразный выбор, по мимо основных персонажей добавляем
парочку из других сказок (например: петух, щенок).
В пиктограммах – вопросах есть
специально карточка со знаком вопроса без подсказок, его можно использовать вместо
пиктограмм – вопросов, это в том случае если ребенок не нуждается в подсказках.
Как строиться предложение.
¾Каким
цветом котята? – ребенок на ленту должен выложить карточки «котята», «серый»,
«белый», «черный».
Чем
хорошо данное пособие? Так как большой процент неговорящих детей с РАС и ТМНР не
различают устную речь, опора на визуальные символы облегчает понимание того,
что от них требуется.
Рекомендация:
Не
забывайте отмечать
мельчайшие удачи ребенка (можно использовать жетонную систему, различные
подкрепители - стимулы) во время работы.
В
работе используйте жестовые или физические подсказки, если ребенок не
справляется, при этом, не забывая его поощрять за правильный ответ, даже если
вы использовали при этом физическую подсказку (рука в руке), «Ты умничка,
правильно ответил…»
Не
забывайте, что любое занятие с ребенком должно быть для него интересно,
выдаваться дозированно и постепенно учитывая его психофизические особенности.
А теперь наше пробное занятие ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий