воскресенье, 18 ноября 2018 г.

Речевая альтернативная практика по сказкам В Сутеева.

Наконец-то, воплотилась в жизнь моя задумка!


Наглядно дидактическое пособие разработано с учетом психофизических особенностей  детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), на основе системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (Pecs). Материал данного пособия направлен на реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в области «Язык и речевая практика» (вариант 2).
 Работа с неговорящими детьми осложнена тем, что в большинстве случаев, они не понимают, речь взрослого. Как правило, только короткие простые предложения - «команды» (покажи, убери, принеси и т.п.). Как понять, усвоил ребенок урок? Делает ли успехи или просто стереотипно повторяет заученные движения, жесты. Как построить диалог с неговорящим ребенком (вопрос, ответ).  Данный материал предполагает построение предложений ребенком в ответ на вопросы педагога с помощью графических изображений (цветные картинки, пиктограммы). В ходе обучения ребенок приобретает нужные ему жизненные компетенции, умение общаться с окружающими его людьми.

Цель: ребенок с помощью графических изображений  сможет осуществлять диалог с учителем, воспитателем, родителем.
Задачи:
·     Познакомить со сказками В. Сутеева;
·  Учить отвечать на вопросы по содержанию сказок с помощью графических изображений;
·   Закреплять представление ребенка о животном мире и среде их обитания.
·Развивать мыслительные операции и познавательные процессы (устанавливать различия, исключать лишнее, сравнивать, группировать и т.п.).
·    Развивать пространственную ориентировку.
·   Отрабатывать математические представления.
·Учить распознавать эмоциональные состояния людей с помощью графических  изображений.
Дополнительный материал для работы: книжка В. Сутеева со сказками: «Кто сказал «Мяу»?», «Три котёнка», «Кораблик». Графические изображения (цветные картинки, пиктограммы) по мотивам сказок. Коммуникативная лента.
Работа с пособием.
Прежде чем перейти к работе с пособием  ребенок должен познакомиться со сказками В.  Сутеева, узнавать и различать персонажей (покажи щенка или где щенок, котенок, петух и т.д.). На игрушках обыграть прочитанные сказки.
Сказки расположены от «простого» к «сложному».
Работать с пособием можно в двух вариантах.
1 вариант. Работаем непосредственно с пособием и книгой с нужной сказкой одновременно. Сначала читаем сказку, затем с помощью пособия задаем вопросы. Если надо возвращаемся к тексту сказки. 
Пример: перед ребенком лежат графические изображения (карточки) на выбор – кошка, пчела, мышонок (выбор можно делать из двух карточек, трех или больше, все будет завесить от возможностей ребенка).
Вопрос:
¾   Кого увидел Щенок? – показываете на карточку с вопросом.
(Если ребенок правильно ответил «выбрал», не забудьте его похвалить).
¾   На чем, сидела пчела?
В этом варианте ответы простые. Состоящие из одного слова. Но благодаря выбору, вы будете знать, в какой степени ребенок понимает, выдаваемый ему материал.
Из опыта: ребенок может показывать в книги правильно всех животных, предметы, но когда вы впервые добавляете что то новое (диалог вопрос-ответ), дети этой категории начинают путаться, так как для них свойственно стереотипное поведение. Это не значит, что ребенок не понимает.
2 вариант. Этот вариант сложнее, так как ребенку нужно будет строить с помощью коммуникативной ленты предложения в ответ на ваш вопрос. В пособии идут отдельно «пиктограммы» вопросы. Поэтому с помощью графических изображений и коммуникативной ленты можно работать непосредственно с книгой В. Сутеева.
В начале пособия  есть одно задание для такой работы. На коммуникативную ленту выкладывается вопрос, ребенок также с помощью выбора, выбирает ответ и кладет на ленту.
                  - Пришли   куда? на …( карточки - море,  речка, лужа)
  - Кто пришел на речку?...  Здесь ребенку предоставляется разнообразный выбор, по мимо основных персонажей добавляем парочку из других сказок (например: петух, щенок).
В пиктограммах – вопросах есть специально карточка со знаком вопроса без подсказок, его можно использовать вместо пиктограмм – вопросов, это в том случае если ребенок не нуждается в подсказках.
Как строиться предложение.
¾Каким цветом котята? – ребенок на ленту должен выложить карточки «котята», «серый», «белый», «черный».
Чем хорошо данное пособие? Так как большой процент неговорящих детей с РАС и ТМНР не различают устную речь, опора на визуальные символы облегчает понимание того, что от них требуется.
Рекомендация:
Не забывайте отмечать мельчайшие удачи ребенка (можно использовать жетонную систему, различные подкрепители - стимулы) во время работы.
В работе используйте жестовые или физические подсказки, если ребенок не справляется, при этом, не забывая его поощрять за правильный ответ, даже если вы использовали при этом физическую подсказку (рука в руке), «Ты умничка, правильно ответил…»
Не забывайте, что любое занятие с ребенком должно быть для него интересно, выдаваться дозированно и постепенно учитывая его психофизические особенности.
А теперь наше пробное  занятие ...
Продолжение следует...
P.S. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий