суббота, 17 ноября 2018 г.

Коррекция неприемлемого поведения у ребенка


     Нет такого поведения, которое было бы нельзя исправить. Если нет глубокого медицинского обоснования - шизофрении, биполярного расстройства, то ЛЮБОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОРРЕКТИРУЕТСЯ!!! ©


Нарушение социально адекватного поведение является одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги при воспитании и обучении ребенка с ТМНР.
Прежде чем отдельно рассмотреть причины нежелательного поведения, важно подумать о причинах человеческого поведения в целом. Некоторое поведение имеет биологические причины (мы едим, когда мы голодны) или является рефлексом (мы закрываем уши от слишком громкого шума). Однако по большей части поведение происходит, потому что оно выполняет какую-то функцию или приводит к определенному результату. Прием пищи выполняет функцию удовлетворения чувства голода, а прикрытие ушей ладонями уменьшает воздействие сильного шума. Поведение также может выполнять функцию коммуникации. Если мы видим, что кто-то закрыл уши руками, то даже если нас шум не раздражает, мы можем понять, что для другого человека шум невыносим.
Очень важно помнить, что каждый человек делает все, что может, в любой ситуации, с учетом его навыков, образования, физического и эмоционального состояния и прошлого опыта.
В западной литературе можно встретить различные мнения о том какие проблемы поведения характерны у детей: нарушение пищевого поведения; нарушения сна; проблемы с туалетом; аутостимуляции; сопротивление изменениям; причинение себе вреда; аффективные вспышки; игнорирование других людей; агрессия; эхолалия; неправильное употребление личных местоимений; неологизмы;   безынициативность; недостаточность навыков игры; недостаточная дисциплинированность; расторможенность; деструктивность (разрушения).

Учитывая, что спектр нарушений поведения у детей с ТМНР очень широк и степень их выраженности может быть различной, мы не будем рассматривать трудности, связанные с недостаточной сформированностью навыков самообслуживания, с нарушениями речевого развития, с несформированностью коммуникативных и игровых навыков, с отсутствием навыков целенаправленного поведения. Мы рассмотрим спектр выраженных нарушений социально адекватного поведения, таких как:
· агрессия (когда ребенок бет других людей ногами, руками, головой и т.п.; кусает, царапает других людей; щипается, плюет, бросает предметы в других людей и т.п.).
· аутоагрессия (выражается в том, что ребенок бьет себя. Чаще всего по голове или подбородку. Ударяет себя другими предметами; бьется о предметы (стены, поверхность стола и т.д.) щипает, кусает, царапает себя);
· неадекватный крик, плач, смех (не соответствует социальной ситуации, возрасту);
· негативизм (избегание определенных ситуаций, отказ от участия в какой-либо деятельности);
·  аффективные вспышки (истерики ребенок падает на пол или на землю с криком и плачем)
· стереотипии (прыжки, раскачивания, перебирание пальцами, кружение вокруг своей оси, стучат по различным поверхностям, издают ритмичные звуки, повторяющиеся вокализации, свист, слова, фразы, ношение одной и той же одежды, одна и та же еда и т.д.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что такое поведение: во-первых - затрудняет общение с ребенком и интеграцию в нормальную среду. Во-вторых, подвергает риску самого ребенка и его окружающих и в третьих, затрудняет процесс обучения.
Первым шагом в коррекции неприемлемого поведения будет определение, в какой форме проявляться поведение истерики, агрессия – по отношению к себе, другим, или к окружающим предметам. Самостимуляции (махи руками, прыжки, раскачивания, постукивания и т.д.). Обсессивно-компульсивное поведение и стереотипы (верчение колес, выстраивание предметов, открывание закрывание дверей, разделение продуктов во время еды, пристрастие к одному виду одежды). Неадекватное поведение (издает громкие звуки, раздевается в публичных местах, берет продукты из мусорного ведра, не осознает опасности: выбегает на дорогу, манипулирует опасными предметами, также пробует на вкус несъедобные предметы: пластилин, песок, клей, краски и т.д.). Отсутствия реакций, необходимых для эффективного обучения (усидчивость, быстрота реакций, сосредоточенность, сотрудничество и т.д.).
После того как мы определили над какой формой нежелательного поведения будем работать. Мы задаемся вопросом: Что ребенок хочет сказать этим?
Является ли в данной ситуации проблемное поведение способом общения с другими людьми?
Что привело к тому, что именно такая форма поведения сформировалась в репертуаре у ребенка?
В каких условиях возникает поведение?
Что на данный момент поддерживает это поведение, или почему это поведение постоянно возникает в определенных условиях?
Может ли ребенок общаться с окружающими социально приемлемым способом?
Как другие люди реагируют на проблемное поведение?
Что может предотвратить возникновение поведения?
Шаг 2: фиксация проблемного поведения.
Для того чтобы изменить поведение, мы должны понять, что вызывает поведенческую реакцию, что может являться стимулом предшествующим данному поведению. Самый надежный способ узнать о поведении больше – наблюдать за поведением ребенка и записывать информацию, относящуюся к проблемам поведения. В прикладом анализе поведения  есть таблица АВС – анализ предшествующих факторов последствий.
В работе с проблемным поведением, мы должны вести себя как детектив или журналист, отвечая на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?» и «Почему?». Информация должна быть максимально полной, охватывать все аспекты ситуации, только в этом случае, возможно, выдвинуть гипотезы о предполагаемых причинах проблемного поведения.
Шаг 3. Функции поведения.
Чтобы обобщить и выявить функции данного поведения: необходимо выяснить, что проблемное поведение дает ребенку, для чего служит, и как оно меняет ситуацию.
Основные 4 функции поведения.
1.    Доступ к желаемому предмету или действию.
Когда ребенок при помощи проблемного поведения стремится получить что-либо ему необходимое: требует какой-нибудь конкретный, привлекательный для него предмет; стремится к выполнению какого-то действия.
Пример: Находясь в продуктовом магазине, Леша кричит и кусает себя до тех пор, пока ему не купят шоколад. Старшему брату Мити подарили машинку, Митя стал щипать брата.
2.    Прекращение/избегание неприятных стимулов или действий.
Наиболее часто проблемы поведения у детей с РАС и ТМНР служат для достижения именно этой цели.
Часто встречаются следующие ситуации: нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребенка; непривлекательные для него занятия; сложные для него задания; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт.
Пример: Каждый раз, когда мама Вити пытается изменить маршрут прогулки, он падает на землю и кричит (место нарушения стереотипа). Настя, услышав работу пылесоса, который включила бабушка, затыкает уши и начинает громко кричать (сверхсильный звуковой стимул привел к появлению нежелательного поведения). В течение урока Рома много кричал, плакал, кусал себя. После занятия оказалось, что Рома хотел в туалет, на перемене потянув маму в сторону туалета (проблема поведения, внутренний дискомфорт).
3.    Привлечение внимания.
Чаще всего это внимание взрослого. Пример: мама разговаривает по телефону, ребенок начинает кричать. Или мама уходит из комнаты, а ребенок начинает бить себя по лицу. Петя начинает щипать сестру свою старшую сестру, когда она делает уроки, занята игрой или чтением.
4.    Получение сенсорной аутостимуляции. Названия «сенсорная аутостимуляция» или «стереотипное поведение» используется для описания поведения, которое происходит само по себе, а не как форма реакции на определенную ситуацию. Сосание пальца, повторяющиеся прыжки или размахивание руками, раскачивание тела, повторения одного и того же звука и т.д. Данное поведение возникает с разными людьми и в разной обстановке.
Чтобы определить, когда чаще всего происходит проблематичное поведение и для определения характеристики поведения в окружающей среде используется таблица Scatter Plot
После того как мы определили в какой форме проявляется поведение, выяснили что предшествовало поведению и что за ним последовало, рассмотрели функции поведения, определили когда оно происходит чаще всего, можно приступить к организации воздействия направленных на коррекцию неприемлемого поведения – это самое трудное в работе с детьми РАС и ТМНР.
Выбор способа коррекции зависит, прежде всего, от функции поведения – от того, на достижение какой цели оно направленно. Главная задача научить ребенка адекватному способу поведения.
Рассмотрим приведенные выше примеры ситуаций, в которых могут возникать проблемы поведения.
Доступ к желаемому предмету или действию
A.  Ребенок требует, какой либо конкретный предмет, привлекательный для него.
Обучение ребенка адекватным способам получения желаемого. Необходимо учить вербально или невербально выражать свои желания. Проблемное поведение в данной ситуации должно игнорироваться. То есть, мы учим ребенка просить то, что он хочет, при этом поощряем ребенка за приемлемое поведение, если же он выражает желание, например, криком, он не получает желаемого.
B.  Ребенок стремится к выполнению какого-то действия.
Как и в предыдущем случае, ребенка учат выражать свои желания. Как правило, большая часть детей с ТМНР и РАС не говорит, тогда обучаем ребенка использовать указательный жест, жесты отрицания, согласия; учим выбирать виды деятельности, пользуясь картинками и фотографиями.
Прекращение/избегание неприятных стимулов или действий.
А. Общение в форме не комфортной для ребенка; занятия не привлекательные для него.
Если мы знаем, что ребенок своим поведением говорит, что не хочет это делать, следует понять, почему он не хочет это делать. Может задание слишком сложное или слишком длинное. Тогда задание нужно модифицировать. Ведь что-то запустило поведение ребенка. Если же ребенок дошел до истерики во время выполнения задания, то проблема, скорей всего в характере задания в том, как его преподносит взрослый. Так же ребенка нужно научить просить перерыв и помощь взрослого, чтобы избежать неприемлемого поведения. Важно не завышать предъявляемые требования к ребенку, вводить его в трудные для него условия постепенно и дозированно. Поощряем ребенка в те моменты, когда неприемлемое поведение отсутствует.
Нюанс! Форма поведения одинаковая (кусает руку или бить себя по лицу), а причина или функция поведения разная – он пытается добиться вашего внимания  или избавиться от задания или других неприятных стимулов. Если мы неправильно определим причину поведения и начнем учить ребенка, который с помощью проблемного поведения просит внимания, просить перерыв в занятии, мы не добьемся успеха.
Б. Нарушение привычного стереотипа.
Использование расписаний, многообразие жизненного опыта, который ребенок получает – все это способы избежать формирования стереотипов; сделать их изменения более предсказуемыми и менее травмирующими. Если проблемное поведение уже имеет место, наиболее часто используется подкрепление поведения, несовместимого с проблемным. То есть, неприемлемое поведение стараются прервать, сделать его невозможным, переключить внимание ребенка на другие действия.
В. Непонимание происходящего.
С одной стороны не создавать для ребенка непредсказуемых ситуаций, которые были бы ему не понятны и в то же время, необходимо, чтобы жизнь ребенка не была «рутиной»: он должен бывать во многих местах, знакомиться с новыми людьми.
Если ситуация неприемлемого поведения уже возникла, следует попытаться переключить внимание ребенка на что-то, что может его заинтересовать.
Г. Внутренний дискомфорт.
Учить ребенка показывать жестом, на карточках о его внутреннем дискомфорте, что его беспокоит.
Привлечение внимания.
Чаще всего это внимание взрослого. Одна из обаятельных стратегий – это обучить ребенка просить внимание приемлемым путем. Мы можем гасить крик, аутоагрессию, усиливать спокойное поведение, но если мы не научим ребенка просить внимания, эти методы не приведут к успеху.
Вторая стратегия неприемлемого поведения – это предоставление ребенку как можно больше внимания, когда он ведет себя хорошо.
Получение сенсорной аутостимуляции.
Другими словами «стереотипичное поведение». Для коррекции стереотипий можно использовать следующие приемы:
1. Переключение: стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую, знакомую, не взывающую негативизм деятельность.
Ребенок стереотипно раскачивается, его мягко останавливаем и уводим играть с машинками.
Ребенок перебирает пальцами или размахивает руками во время занятия, его либо просим положить руки на стол, колени или помогаем это сделать.
У ребенка речевые стереотипы. То вместо них. Предлагаем отвечать на вопросы, повторять звуки и т.п.
2. Замещение: замена стереотипии другими, близкими по характеру действиями.
Раскачивание трансформируют в качание на качелях, стереотипные прыжки можно заменить на прыжки на батуте и т.п.
Используя замещения, мы вместо одной стереотипии предлагаем другую, более адекватную и ограничиваем время и условия, в которых эта стереотипия проявляется.
3. Трансформации – это тоже замещение, но при этом мы меняем смысл действия и модифицируем его.
Ребенок выстраивает непонятные конструкции из различных предметов, вместо этого, мы учим его собирать из конструктора. У ребенка склонность к тому, чтобы все предметы были на своих местах, мы будем использовать это для наработки различных навыков: накрыть на стол, убрать в комнате и т.д.
4.    Прерывание – этот прием используется в том случае, если ни один из вышеописанных способов не был эффективен. Тогда создаются условия, в которых реализация определенной стереотипии становится недоступной.
Маршруты – ребенка ведут другой дорогой, не смотря на его протест. Постепенно он привыкает к новым маршрутам. Ребенок требует, чтобы все время был включен телевизор, можно убрать шнур, чтобы нельзя было его включить.
5.    Наработка гибкости – вводятся новые виды стереотипов, которые затем постепенно изменяются, а также взаимодействуют со старыми стереотипами.
Стереотипные привычки в еде: постепенно в рацион питания ребенка вводят по одному новые виды пищи, потом дают каждый день разную еду.
Когда стереотип становится гибким, он утрачивает само качество стереотипа.
Важный момент – стереотипии никогда не исчезают сами! Путь к их уменьшению и исчезновению – это кропотливая и длительная работа, медленное но постоянное движение, неправленое на развитие ребенка его адаптацию к жизни в обществе.
Общим для всех ситуаций является:
1.    Необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть неприемлемое поведение.
2.    Надо учить ребенка, адекватным способом выражать свои желания.
3.    Если по какой-то причине неприемлемое поведение неизбежно, не следует поощрять данное поведение, позволяя избежать ребенку неприятной ситуации посредством, например крика или агрессии.


Список используемой литературы.

1.    Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / Светлана Морозова; — Владос, 2010 г.
2.    Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 5-е изд./ Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. Ред. С Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. – 208 с.
3.    И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова  и др. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра: учеб. метод. пособие / гос. образоват. Учреждение высш. проф. Образования ХМАО – Югры «Сургут гос. пед. ун-т» - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
4.    Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения / Мелешкевич Ольга, Эрц Юлия; редактор: Кинжалеева М. — Москва: Бахрах-М, 2015 г. — 208 стр.
5.    Общество помощи аутичным детям «ДОБРО» Аутичный ребенок проблемы в быту Авторы: М. Ю. Веденина, И. А. Костин, С. С. Морозова, О. Н. Окунева Д. Ю. Скворцов (оформление)
6.    Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман; –– М.: Теревинф, 2000 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий