Аутизм

     Расстройство аутистического спектра (РАС) - самое часто встречающееся нарушение развития в наше время.
       Аутизм - сложное многофакторное нарушение развития ребенка, возникающее в первые два года жизни. 
       В настоящее время большинство специалистов в области детской психиатрии, неврологии и нейрофизиологии считают, что аутизм обусловлен генными мутациями с участием нескольких генов, что приводит к нарушению развития нейронов головного мозга. Основными последствиями таких мутаций являются специфические нарушения восприятия, познавательных процессов и социального поведения.
Признаки аутизма:
1. Нарушения коммуникации:
- проявление дискомфорта при любых контактах со средой;
- отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью;
- особенности глазного контакта и мимики;
-симбиотические связи с матерью.
2. Нарушение речи:
- мутизм (полное или частичное отсутствие речи);
- эхолалии, речевые штампы, речевые стереотипии;
- отсутствие использования местоимений первого лица;
- преобладание монологической речи и аутодиалогов.
3. Нарушения поведения:
- "полевое" поведение;
- немотивированная агрессия к окружающим;
- аутоагрессия;
- стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).
Аутизм называют первазивным расстройством развития, что означает нарушение всех сфер психической деятельности, включая особенности восприятия окружающего, речевого развития, эмоций, мышления, особенностей контакта с людьми и поведения в целом. 
Аутизм представляет собой неоднородную группу, признаки которой могут варьироваться. В международной классификации болезней, которой пользуются большинство врачей, включены варианты аутистического расстройства: детский аутизм (синдром Каннера), атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и др. Часто детские психиатры в случаях легких вариантов пользуются термином общее расстройство развития. Но в последнее время принято делить аутизм на два варианта: высокофункциональный и аутизм с умственной отсталостью.
Наличие аутизма нельзя обнаружить при помощи обследования организма или внешних проявлений. Диагностировать расстройство можно только наблюдая за поведением ребенка и проведя соответствующие тестирования.  Если на психолого-медико-педагогической комиссии после 15 минут ставят диагноз "РАС" стоит сомневаться в компетентности данной комиссии (из опыта). 
 Согласно данным ВОЗ и NAIDS к 2020 году более 15% населения Земли будут иметь ограничения жизнедеятельности 1.  По данным мировой статистики в 1980 году РАС (расстройство аутистического спектра) диагностировали у 1 ребенка на 10 000. В 2011 году – уже у 1 из 110 детей. Прирост количества случаев составляет около 17% в год. На 2015 год распространенность аутизма снова возросла - теперь это уже 1 ребенок из каждых 682, или около 1,5% детской популяции.

Сейчас: «В России дети с аутизмом фактически лишены права на полноценное школьное образование — детей либо признают не обучаемыми, либо отправляют в коррекционную школу. При этом, по статистике, каждый 50 ребёнок школьного возраста сейчас имеет аутизм.»3
Российское общество начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптацией детей с расстройством аутистического спектра. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации": статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, говориться о создании и осуществлении образовательной деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 
Но на сегодняшний день ситуация в плане специалистов по работе с аутичными детьми, детских садов и школ является огромной проблемой. Большое количество родителей ребенка с диагнозом РАС остаются один на один с проблемой организации помощи в воспитании и обучении. Задаются вопросом: где найти специалиста, у которого есть опыт работы с такими детьми? Ведь интенсивная, своевременно начатая программа раннего вмешательства может привести к значительным успехам в обучении, общении и овладении социальными навыками.
В настоящее время одним из основных подходов в коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра во всем мире считается прикладной анализ поведения - ABA (Applied beheviorai anaiysis).
Прикладной анализ поведения - это научная дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлемую среду 4
Комплексная программа содействия помощи детям с РАС ТЕАССН. В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам (крупная и мелкая моторикакоординация руки и глаза, имитация, восприятие, познавательная деятельность, речь, самообслуживание, социальные отношения) и коррекции аномального поведения.
Еще один новый подход - концепция DIR. Ее также часто именуют методикой FLOORTIME. Цель терапии в рамках концепции DIR и методики FLOORTIME - не сколько работа над внешними сторонами поведения и симптомами заболевания, сколько создание фундамента для здорового развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе развития: способность к приятным и теплым отношениям с окружающими. целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом и нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению 5
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS разработанная Лори А .Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и другими нарушениями развития, самостоятельному инициируемому общению.  

Где можно получить помощь:


Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3"
Адрес: 680018, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Партизанская, д. 93 б 
Проезд: Автобусы № 8, № 35, № 47 до остановки «39 магазин»
Контактные данные: Тел/факс: (4212) 48-35-56 (приемная), 48-35-71 (вахта)

АНО "Хабаровская инвалидная организация "Реальная помощь"
680003, г. Хабаровск, ул. Наречная,70
Тел.: +7 9241031815
evteeva21@mail.ru

Неформальное общество помощи аутистам «Маленький принц»
690001, г. Владивосток, ул. Экипажная, 1
Тел.: +7 914-658-5693
lenapin@inbox.ru

Общественная организация детско-родительский клуб  "Школа родителей особенных детей"
692211  Приморский край Спасский район с. Спасское пер. Студенческий,26
Тел.: +7 9046259805

Государственное автономное учреждение Астраханской области «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие»
г. Астрахань, ул. Татищева 12а
Тел.: +7 (8512) 48-31-81; 25-76-43

АНО Абилитационный центр «Особый ребенок»
677027.Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская 26, корпус 1, оф.40
Тел.: +7 (4112) 32-05-08
Группа поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом в Иркутске
г. Иркутск, м-н Первомайский, 24, а/я 66 
Тел.: +7 964 280 60 43

Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр»
620086, г. Екатеринбург, ул. Пальмиро Тольятти, д. 26-а
Тел.: +7 (343) 234-60-40

Краевое государственное бюджетное учреждение «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»
660043, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Гагарина 48а
Тел.: +7(391)227-68-34

ГКОУ Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42»
344112, г.Ростов-на-Дону, ул. Леваневского, 34
Тел.: +7 (863) 254-89-33

Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ГУ РК «РПМСЦ «Образование и здоровье»)
167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д.89
Тел.: +7 (8212)24-51-90

ОГБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 89»
432072, г.Ульяновск, бульвар Фестивальный, дом 20
Тел.: +7 (8442) 22 16 86
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Псков
Адрес: 180002, Псков, ул. Яна Райниса 56,
телефон: (8112) 560767, тел., факс (8112) 743524,
эл. почта: org573@pskovedu.ru   
сайт: www.clp.pskov.ru   

 «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие»
г. Астрахань, ул. Татищева 12а
Тел.: +7 (8512) 48-31-81; 25-76-43

АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», г. Москва
Адрес Центра:
127349, г. Москва, ул. Лескова, 6Б
Контактный телефон:
+7(499) 909-86-94 (10:00-18:00)

Используемая литература.
2.  Данные крупнейшей в мире организации, занимающейся проблемами аутизма, работающей более чем в 50 странах мира «Autism Speaks»
4. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития/ Мелешкевич О., Эрц Ю. Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2017.
5. на ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления. - 4-е изд. / Стенли Гринспен, Серена Уидер. - М.: Теревинф, 2016



Комментариев нет:

Отправить комментарий