понедельник, 21 ноября 2022 г.

Развитие ребенка в норме и тревожные звоночки. Часть 1. Младенчество.


Развитие ребенка в норме и тревожные звоночки. Часть 1. Младенчество., изображение №1

Очень часто родители испытывают волнение и страх по поводу развития своего малыша. А правильно ли он развивается? А нет ли нарушений?

В данной статье рассмотрим основные вехи развития в период новорожденности и младенчества.

Появляясь на свет, приспособится к новым условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные). К концу первого месяца жизни появляются первые и условные рефлексы.

Важные события в психической жизни ребенка – это возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе (ребенок начинает реагировать на резкий звук). Позже, на 3-4 неделе возникает реакция на голос человека.

Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе (ребенок замирает и задерживает взгляд (ненадолго) на ярком предмете). В конце первого месяца ребенок уже может устанавливать контакт со взрослым взглядом «глаза в глаза». После второго месяца сосредоточение становится достаточно продолжительным, к трем месяцам его продолжительность достигает 7-8 мин. В 4 месяца ребенок уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается и издает звуки – гуление.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Такое поведение называется «Комплекс оживления», он характерен именно для младенцев первого полугодия (от 2 до 6 месяцев). В конце первого полугодия комплекс оживления заменяется дифференцированным проявлением более сложного характера: взгляды и улыбки приобретают более тонкие эмоциональные оттенки, гуление сменяется лепетом, в общем двигательном оживлении обособляются движения рук.

Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценные условия воспитания, а ограничивают взаимодействие с младенцем, то сроки появления общения у ребенка задерживаются, наблюдается низкая инициативность, бедность эмоциональной сферы. Ребенок вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Это ведет к задержке и искажению дальнейшего развития!

Познавательному развитию ребенка способствуют разнообразные впечатления, которые он получает. Поэтому окружающая среда ребенка должна удовлетворять его в новых впечатлениях, быть разнообразной, так как в однообразной среде познавательное развитие замедляется.

Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Примерно на 4 месяце жизни ребенок начинает ощупывать предметы, в 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет. Во втором полугодии движение рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченным предметом, стучит, бросает, кусает предмет, перекладывает из руки в руку и т.д. После 7 месяцев появляются «соотносящие» действия (вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек). После 10 месяцев появляются первые функциональные действия. Позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая взрослым. К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними.

Физическое развитие ребенка

Развитие ребенка в норме и тревожные звоночки. Часть 1. Младенчество., изображение №2

Речевое развитие начинается в младенческом возрасте. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки – гуление. Во втором полугодии возникает лепет. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок знает свое имя, название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого. На вопрос "Где?" находит предмет и достает его из множества игрушек. Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов, произносимых взрослыми, и сам произносит свои первые слова, сходных по звучанию со словами взрослого. Автономная речь, которая возникает в конце первого года жизни ребенка, довольно быстро трансформируется и исчезает.

Быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях, при полноценном общении ребенка со взрослым. Если общение со взрослым недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, то освоение речи замедляется.

ВАЖНО!

Отсутствие фиксации взгляда у ребенка на предмете может отмечаться в первые недели жизни , до 3 месяцев, считается нормой.

Эмоциональные проявления до 2.5 месяцев при восприятии предметов отсутствуют или слабовыраженные, это считается номой, однако после 3 месяцев может расцениваться как один из симптомов задержки в развитии познавательной активности, особенно в совокупности с другими признаками.

До 1.5 месяцев отсутствие или низкий уровень общения (комплекс оживления – 4 параметра) считается нормальным. От 1.5 до 2.5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели. После 2.5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствует о задержке либо отклонении в развитии общения. С 3-3.5 месяцев для здорового ребенка характерен высокий уровень всех параметров общения.

Низкий интерес к предметам до 2.5 месяцев является нормой. После 2.5 месяцев отсутствие или низкая степень интереса ребенка к предметам может настораживать как симптом задержки развития познавательной активности. До 3.5 месяцев средняя степень интереса является нормальной, после это может означать, что взрослые недостаточно уделяет внимания ребенку, мало общаются с ним, не пытаются привлечь его внимание к предметам, не организуют адекватную предметную среду.


Комментариев нет:

Отправить комментарий