среда, 2 декабря 2020 г.

«Можно ли что-то сделать, или все плохо?», когда у ребенка нет практически никаких навыков.

2 месяца назад мне привели ребенка, девочку 3х лет, со словами: «Можно ли что-то сделать, или все плохо?».

Ребенок показал себя во всей «красе», упала на пол, кричала, била себя по голове. Пришлось ее взять на руки как маленькую и держать, так как била себя она очень сильно. Она пыталась вырваться, но я ей не давала, просто держала как маленького ребенка, создала кокон из своих рук. Мама находилась рядом: «Вот так у нас всегда, пока не получит, что хочет не успокоится».

- Сколько по времени это продолжается? Час, два? – спросила я.

-Да нет – растерялась мама.

Как выяснилось, ребенок везде и всегда получал, что хотел. Не хочет заниматься истерика, увидела что-то, ее заинтересовавшее, схватила, не дали – истерика.

Кричала и извивалась у меня на руках в течение 25 мин. Я просто ее держала, иногда говоря «Успокоишься, пойдешь к маме». Когда она стала понемногу успокаиваться, стала разговаривать с ней. «Давай вытрем нос», ребенок позволил, и окончательно успокоился. Мы еще пару минут с ней сидели: «Какая ты молодец, сама успокоилась». Убрала руки, ребенок так и остался сидеть у меня на коленях. Уже полностью успокоившись, стала рассматривать кабинет. Тогда я ее поставила на пол и сказала, что она может идти к маме. Девочка подошла к маме и потянула, ее за руку, чтобы уйти, тоже было и в самом начале, когда они зашли в кабинет, и с чего началась истерика.

-Нет, Аня, ты еще не уходишь – сказала я, ребенок бросил на меня взгляд, потом на маму и забралась к ней на колени. Дальше мама поведала об их проблемах и можно ли с этим что-то сделать.

Так что же все-таки с девочкой?

На момент диагностическая картина такая:

Общие данные: ходит в детский сад. На контакт со взрослыми идет не охотно. Зрительный контакт не устанавливает, на свое имя не отзывается. Речи нет, но наблюдаются спонтанные вокализаций. Указательный жест не сформирован. Обращенную речь понимает частично.

Одевается и раздевается с помощью взрослых. Самостоятельно ходит в туалет. Сама кушает и пьет. Умывается, моет руки с помощью взрослого. Моется с помощью взрослого.

Актуальная ситуация развития

Таблица развития навыков
Таблица развития навыков

Навык просьбы (манд-реакция) – навык не развит, интересующие предметы хватает, пытается забрать.

Наименование (такт-реакция) – навык не развит в связи с отсутствием речи.

Поведение слушателя – Зрительный контакт не устанавливает. На свое имя не реагирует. Ребенок не различает вербальные стимулы и не связывает данные стимулы с соответствующими невербальными стимулами (например, «Где мама?», или «Где кошка?» и т.д.). Не выполняет различных моторных действий по требованию без визуальной подсказки («похлопай в ладоши» или «покажи, как ты прыгаешь»). Не выбирает предмет в наборе из 2х для различных предметов и картинок (например, «покажи лошадку», «где лисичка», «дотронься до кубика» и т.п.).

Визуальное восприятие – Сопровождает взглядом движущийся стимул, сосредотачивает взгляд на интересующем ее предмете, на протяжении 30 сек. Берет в руки небольшие предметы, используя большой, указательный и средний палец (пинцетный захват). Строит башенку из 5-6 кубиков, собирает пирамидку с помощью, простой сортер собрать не может. Раскладывает по цветам с помощью. Пазлы не собирает. Картинку с картинкой может соотнести в пределах 3х с помощью. Картинку с предметом не соотносит. Предмет с предметом не соотносит

Игра – Манипулирует предметами, рассматривает их в течение 1 минуты, но быстро теряет интерес.

Оценка ранних эхо-навыков – навык не развит в связи с отсутствием речи

Социальное поведение и социальная игра - Спокойно находится среди других детей, но в совместные игры в соответствии с возрастом не играет, спонтанно сверстников не имитирует.

Моторная имитация – навык не развит. Движения за взрослым после инструкции «Сделай так!» не повторяет. Спонтанно не повторяет.

Спонтанное вокальное поведение – Произносит разнообразные звуки. В состоянии аффекта (наблюдалось при неприемлемом поведении) поизносит слово «мама».

Преграды в обучении

Таблица преград в освоении навыков
Таблица преград в освоении навыков

Руководящий контроль/неприемлемое поведение – Наблюдается неприемлемое поведение если что-то хочет, хватает, не получив желаемый предмет начинает плакать кричать, падает на пол стучит ногами, бьет себя руками по голове. Проблематичное поведение, функционально выступает в качестве манд-реакции.

Наблюдаются не подчинения требованиям, но не из-за избегания /уклонения от задания, а в силу не сформированности поведения слушателя (инструкции простые понимает не все, сложные не понимает).

Нарушение развития имитации – Имитация происходит только с полной физической подсказкой.

Нарушение развития навыков слушателя – Нет концентрации внимания на то, что говорит другой человек. Инструкции не понимает.

Зависимость от подсказок – физических, жестовых, вербальных.

Нарушение навыка сканирования - Навык сканирования (рассматривание) ограничен набором из двух-трех предметов, нуждается в подсказке.

Развитие навыков оценивалось с помощью диагностического инструмента: VB-MAPP, Программа оценки вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства 2007-2011 Марк Сандберг, Ph.D., BCBA 

Если вы думаете, что ребенок на следующий день зашел ко мне с истерикой, то вы ошибетесь. Девочка зашла спокойно в кабинет. И началась работа.

Чему мы научились. Мы не закатываем истерику, когда видим привлекательный предмет, а указываем пальцем, причем это происходит везде: дома, в саду, у меня в кабинете. Так же родители перестали идти у нее на поводу, и дома неприемлемого поведения стало на много меньше. В саду, сказали что это стал совершенно другой ребенок, поведение изменилось в лучшую сторону. Еще мы научились гладить себя по животу и произносить «Ням-ням», если кушаем что-то вкусненькое. Сейчас учимся смотреть в глаза, в этом нам помогают очень мыльные пузыри. Аня показывает на них пальчиком, бросает на меня взгляд, и тогда я сразу дую ей пузыри. Колокольчик – что бы его у меня взять, ей надо на меня посмотреть, затем она им звенит и по просьбе «Дай мне», отдает. Отдает предмет все чаще, практически без физической подсказки. Учимся и отзываться на имя, так как когда ее зовут по имени она ни как не реагирует.

Какие рекомендации были даны родителям:

· Формирование указательного жеста (манд-реакция), установление зрительного контакта.

· Программа «Сотрудничество» (поведение слушателя) – умение слышать и выполнять простые инструкции.

· Использовать действия сопровождаемые звуками: – «БАХ» - «БУМ» - «ОП» - «НЯМ» - «АЙ» - «ОЙ» и т.п.

· Мелкая моторика: игры с фасолью, песком, водой, крупами, пальчиковое рисование, пластилин (размазывание, отрывание кусочков).

· Действия с предметами: собирать пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности (самостоятельно и по инструкции). Простой сортер (самостоятельно и по инструкции)

· Визуальное восприятие: соотносить (сличать) предмет с предметом, предмет с картинкой, картинку с картинкой. Учить выполнять инструкцию: «Дай такой/ую», «Найти такой/ую». Сличать предметы по цвету, величине, форме.

Это пока первый этап, малая часть того, что должен уметь делать ребенок в норме 1-2 лет.

Поэтому все не так плохо, как дефектолог вижу, что у ребенка неприемлемое поведение функционально выступало в качестве просьбы. Вижу и педагогическую запущенность (у ребенка есть диагноз - РАС). Работы еще много, и очень хорошо, что ее привели сейчас, а не в 6 лет, когда коррекцию делать сложнее.

 

1 комментарий:

  1. Очень похоже на нашего сына. А есть ли продолжение истории?

    ОтветитьУдалить