воскресенье, 1 ноября 2020 г.

Учим неговорящего ребенка различать и показывать части тела (из опыта работы)


 Очень часто родители сталкиваются с различными трудностями в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Одна из многочисленных проблем, это то, что ребенок не может сказать или показать, что у него болит. Школьная программа по АООП II вариант для детей с ТМНР начального класса предусматривает такой учебный предмет как "Человек", в котором есть раздел по изучению частей тела, но обучающих часов очень мало. К тому же минус, заключается в том, что любая коррекционная работа приносит больший результат если начинается в раннем развитии. Но к сожалению детских садов и специалистов в них у нас в России катастрофически мало.

Так как же быть? Постараюсь помочь. Из опыта работы. Мы с вами будем учить ребенка показывать "глаза".

И так, показ частей тела: голова - лицо (глаза) - совместно со взрослым, самостоятельно. Количество занятий зависит от психофизических особенностей вашего ребенка (один ребенок быстро начинает понимать, с другим потребуется очень много сессий), длительность занятие от 20 до 40 мин.

Задачи: понимание речи; показ частей тела (глаза) на себе, на игрушках (куклы, мишки, зайки и т.п.), на картинках и на других людях.

В работе использую "Метод отдельных блоков" (DTT – методика из АВА-терапии).
Описание метода (пример общий):
Перед ребенком на столе лежит карточка с изображением глаза. Мы говорим: «покажи глаз…» или «где глаз?» и помогаем ребенку показать глаз на карточке . Тренируем до самостоятельной реакции. После чего тренируем самостоятельные реакции после одного, двух, трех отвлекающих стимулов (к картинке добавляется сначала, например: салфетку, или пустую карточку). Когда ребенок из двух, трех отвлекающих стимулов выделяет нужную картинку, вводим следующую картинку (например, нос). И т.д.
Когда ребенок научился различать две, три картинки. Выученные изображения выкладываются перед ним.
Например: из двух предложенных изображений «Глаз» и «Нос» мы говорим: «покажи нос…» или «где нос?» и ребенок должен показать нос, мы говорим: «покажи глаз?…» или «где глаз?» и ребенок должен показать глаз.

1 этап. Учим ребенка показывать глаза на себе.

Здесь мы можем использовать 2 варианта. 1. Если ребенок владеет имитативными навыками. Вы даете инструкцию, "Где глаза?" и показываете на себе "Глаза". Ребенок повторяет за вами. 10 раз вы даете инструкцию с показом, ребенок за вами повторяет, затем подкрепляете (я использую жетонную систему, собрал 10 жетончиков получил приз). Затем вы просто говорите инструкцию без показа (так же 10 раз). Если ребенок после инструкции не показал, делаете подсказку, снова показываете на себе. 2. Ребенок не владеет имитативными навыками, тогда вы даете инструкцию: "Где глаза?" и его пальчиками указываете на его глаза, произносите "Глаза". И так 10 раз. Затем вы говорите инструкцию и ждете когда ребенок сам покажет, если в течение 3-5 сек. этого не произошло, снова помогаете ему (физическая подсказка) его пальчиками показываете на нем.

2 этап. Учим показывать и находить ребенка "глаза" на игрушках.

Переходим к эту этапу в том случае, когда у ребенка любой взрослый, в любой обстановке, спросил "Покажи глаза" и ребенок тут же их показал.

Перед ребенком сидит кукла (или любая другая игрушка, главное глаза должны быть выразительные и похожи на глаза, не пуговки или полубусины у мишек). Инструкция "Покажи глаза?" и его пальчиками показываем глаза у куклы. Все так же как и в первом этапе (сессия до 10 раз и поощрение).

3 этап. Учимся находить глаза на картинке.

Перед ребенком лежит карточка с "Глазом". "Где глаз?" - помогаем физически, его пальцем показываем на картинку (для некоторых детей достаточно подсказки жестом - вы показываете на картинку и ребенок за вами повторяет) и говорим "Глаз". Как только ребенок после инструкции будет без подсказок показывать глаз, мы картинку начинаем передвигать в разные стороны на столе и так же спрашивать "Где глаз?". Ребенок безошибочно находит. Добавляем еще одну любую карточку и просим показать "Глаз". Если ребенок показал, меняем местами и снова инструкция. Ваш ребенок справляется! Добавляем третью карточку повторяем. Если ребенок правильно находит добавляем 4 карточку, не забываем каждый раз менять карточки местами.

Сразу скажу, после инструкции и показа мы комментируем "Глаз" это делаем для того, чтобы ребенок понимал, что означает слово (развитие речи), некоторые дети пытаются повторять. В дальнейшем когда ребенок будет безошибочно показывать мы уже не будем комментировать, а будем просто хвалить.

Этап 4. На другом человеке.

Когда ребенок спокойно показывает "глаза" на себе, на игрушках, на картинках, начинаем его учить показывать на другом человеке.

1 вариант. Вы мама, инструкция "мамины глаза" и помогаем физически его пальчиками показываем на ваши глаза. В дальнейшем можно говорить "Мои глаза". 2 вариант. Для педагогов, инструкция изначально будет "Мои глаза".

Как только ребенок без подсказок показывает ваши глаза. Начинаете играть "Мои глаза - твои глаза"

Таким образом, мы постепенно изучаем части тела. Учим ребенка понимать значение произносимых слов и сопоставлять эти слова с объектом или картинкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий