Часть первая.
Что такое поведение?
Это процесс взаимодействия живого
организма с окружающей средой. Простым языком, просто так ничего не происходит.
Просто так человек не плачет и не смеется, руками и ногами тоже двигает с
определенными целями.
У каждого поведения есть своя история
формирования, на которое влияет ряд факторов:
―Физиологические изменения в процессе
развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья).
Что происходит с человеком во время
болезни или травмы? Если у нас что то болит, то мы можем плакать, кричать,
сжимать зубы и т.д.
―Среда, в которой мы живем.
На наше поведение влияют разные условия.
В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не
снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия
норм поведения. Например, в Китае в местах общепита, люди кидают салфетки,
кости от мяса прям на пол, где едят и это норма.
―Последствия, которые влекут за собой
поведение.
Огромную роль в формировании поведения
играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только
по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями.
Ребенок хотел игрушку, увиденную в
магазине, мама не купила, ребенок упал на пол, стал кричать, мама купила
игрушку. Впоследствии такое поведение будет повторяться все чаще и чаще.
Возьмем новорожденного малыша, он не
умеет говорить, просить, не может сообщить о том, где и что у него болит, его
основная реакция на окружающую среду либо плачь, крик, визг или он смеется,
когда ему хорошо. Малыш кричит и плачет, когда голоден, когда мокрый, когда
требует внимание, когда что-то болит. И это все поведение. Последствия его
поведения становится внимание мамы, его покормили, переодели. Но в норме
ребенок растет, начинает говорить и постигать правила поведения в общества. С
особенными детьми все сложнее, особенно когда отсутствует речь.
Детям с РАС и ТМНР, особенно не говорящим,
очень сложно попросить, что они хотят, им проще ударить себя или другого
человека, кричать, щипаться и т.д. Особый ребенок, который не знает, как ждать
или просить внимание взрослого, очень быстро понимают, что агрессия,
самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого.
Для начала мы должны помнить, что все
наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и
последствия поведения. В прикладном анализе поведения - это «трехкомпонентная поведенческая
последовательность»
Предшествующие
факторы (ДО)
|
Поведение
|
Последствия
поведения
(ПОСЛЕ)
|
Мама
говорит по телефону
|
Крик,
плач
|
Мама
положила трубку и обратила внимание.
|
Учитель
разговаривает с другим человеком
|
Пытается
ущипнуть, вокализирует, хватает за руки
|
Учитель
переключает внимание на ребенка
|
Зашли
в шумное помещение.
Включили
пылесос, миксер.
|
Ребенок
закрывает, уши, кричит
|
Вывели
из помещения.
Выключили.
|
То есть, в окружающей среде есть
стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят
ПОСЛЕ.
Просто так то или иное поведение не
происходит, всегда, что то предшествует. Младенец, о котором мы уже говорили
вначале, плачет и кричит не просто так. Так и не говорящие дети с РАС и ТМНР с
помощью своего поведения разговаривают с вами.
Наша задача научиться различать, что
именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого
поведения.
Существует всего 4 основные функции поведения:
• Доступ
к желаемому предмету или действию.
Неприемлемое поведение обычно возникает,
когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют
прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
• Привлечение
внимания (взрослого, сверстников)
Обычно это поведение проявляется, когда
на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда
поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым
выражением лица.
• Избегание/уклонение/прекращение
неприятных стимулов или действий
То
есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий,
неприятных стимулов.
• Получение
сенсорной стимуляции
Сенсорная стимуляция может быть визуальной,
аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение
обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия
других людей.
Каким же образом мы можем выяснить,
какая функция поведения преобладает. С сенсорной стимуляцией все просто,
поведение не меняется, даже если взрослый отсутствует. Остальные это
наблюдение, в этом очень хорошо помогает таблица АВС
Проблематичное
поведение - ABC
Дата
|
Что произошло перед тем, как возникло поведение?
|
Что конкретно сделал ребенок?
|
Сколько времени продолжалось поведение?
|
Что произошло сразу после того, как ребенок начал
поведение?
|
Что произошло сразу после того, как ребенок
закончил поведение?
|
Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам
будет понятно какое поведение (одна из функций) в данный момент.
Как справится с неприемлемым поведением
в дома? Нередко даже для родителей нейротипичных детей, неприемлемое поведение
становится огромной проблемой. Как увеличить проявление положительного
поведения? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного
и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс
взаимоотношений всегда должны вы, не ребенок. Вы должны стать «Руководящим
контролем!» ©
Что это значит?
1. Вы
должны контролировать любые предметы,
которые ребенок хочет получить.
После того как ребенок стал вас
воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке,
ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и
как долго они будут в его распоряжении.
2. Станьте для ребенка
поощрением.
Каждое общение с вами должно быть
ребенку в радость. Играя с ребенком, называйте предметы, с которыми он играет,
или те предметы, которые он держит. Комментируйте его действия, свои и его
чувства: «Это мяч. Он большой и красный. Мы играем в мяч. Мне нравится играть с
тобой!» Чтобы в сознании ребенка сформировалась связь между вами, следуйте
интересам ребенка и дайте ему возможность столько играть с любым предметом,
игрушкой, сколько вы можете, с ним находится.
Связывайте свое присутствие с наиболее
сильными подкреплениями. Записывайте все предметы и задания, которые интересны
ребенку.
3. Тщательный
выбор инструкций и поощрений.
Вы даете инструкцию сделать что-либо, то
не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать
ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая
подсказка, физическая).
4. Использование мотивационных ситуаций для предъявления
требований.
Покажите ребенку, что следуя вашим
инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания
так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их
выполнении, приобретая позитивный опыт.
5. Постепенное
уменьшение частоты поощрений.
На ранних этапах работы используйте
подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно
переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений.
6. Постоянный
поиск мотивационных стимулов и выбор приоритетов.
Не существует единого правильного
способа найти подкрепление. Лучший подход – постоянно пробовать новые игрушки,
предметы, занятия до тех пор, пока не будут найдены нужные подкрепления.
Старайтесь самые значимые подкрепления оставлять для более трудных занятий.
7. Гашение
нежелательного поведения и четкие правила.
Существует два основных метода гашения.
1.
Когда ребенок хочет, что то получить от
вас (например, внимание). Ребенок кричит или топает ногами, вы не обращаете на
это внимание. Как только ребенок перестает это делать, вы сразу оказываете
внимание. В том случае если ребенок завладел вашим вниманием и хочет от вас
чего-то, что он не может получить, например, потому что отказался от выполнения
ваших инструкций или задания. Поведение ребенка выражается в нежелании
попросить надлежащим образом. Вы можете оборвать себя на полуслове и
отвернуться от ребенка. Эта техника относительно легка, если вы контролируете
то, что ребенок хочет получить.
2.
Используется тогда, когда вам нужно,
чтобы ребенок сделал что-то по вашей просьбе, но он отказывается или пытается
уклониться от требования. В этом методе вы не можете отвернуться, игнорировать
или уйти. Вам нужно повторять ваше требование до тех пор, пока он его не
выполнит. Если вы проявите слабину, то только подкрепите нежелательное
поведение.
Продолжение следует…
Информационные источники.
1. О. Мелешкевич, Ю.Эрц. Особые дети. Введение в прикладной
анализ поведения
(АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии
обучения детей с
расстройствами аутистического спектра и другими особенностями
развития. –
Самара: издательский Дом «Бахрах - М», 2017.
2. С.С. Морозова. Основные аспекты
использования АВА/ региональная
благотворительная организация «Общество помощи
аутичным детям «Добро»
3. С.С. Морозова. Аутизм: коррекционная
работа при тяжелых и осложнённых
формах/ пособие для учителя дефектолога – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,
2007.
4. И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова и
др. Коррекционно-развивающая работа при
тяжелых расстройствах аутистического
спектра: учеб. метод. пособие / гос. образоват.
Учреждение высш. проф. Образования ХМАО – Югры «Сургут
гос. пед. ун-т» - Сургут:
РИО СурГПУ, 2014.
5. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная
на методах прикладного анализа
поведения: Роберт Шармм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. Ред. С
Анисимова. – Екатеринбург:
Рама Паблишинг, 2017.
6. Идёт работа. Стратегии работы с
поведением. Учебный план интенсивной
поведенческой терапии при аутизме / Рон Лиф, Джон Макэкен; переводчик: Лев
Толкачев, — ИП
Толкачев, 2016 г.
7. http://autism-aba.blogspot.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий