В предыдущих статьях я рассказала о 1 уровне (0-18 месяцев) развития, какими навыками должен обладать ребенок в норме. И также показала на примере, как это выглядит когда ребенок проходит диагностику.
Напоминаю, что диагностический инструмент VB-MAPP (автор Марк Сандберг, Ph.D., BCBA) показывает то, что должно быть у ребенка в норме в возрасте от 0-4 лет. С помощью этого инструмента, мы можем увидеть, какой навык и где западает у ребенка с нарушениями в развитии.
Начиная со 2 уровня (18-30 месяцев) все навыки усложняются и к ним добавляются новые навыки. Так что же должен уметь ребенок в норме и что западает у ребенка с нарушениями в развитии.
2 уровень (18-30 месяцев)
Ребенок расширяет свой репертуар манд (просьба). В просьбы становятся разнообразнее и состоят из 2х и более слов, не считая слов «Я хочу» (например, «Налей сок», «Давай поиграем», «Куда пошла собака?», «Я хочу книгу», «Давай быстрее» и т.п.). Ребенок обращается с просьбой выполнить действия: «Открой»; ребенок сидит на качелях и хочет, чтобы его покачали, говорит: «Токай»; «Поймай меня»; «Покрути» и т.д. Может попросить недостающий предмет, например, трубочку от сока.
Такт (наименование) также увеличивается, ребенок в целом может наименовывать 200 существительных и/или глаголов (или других частей речи). Напомню такт реакция это когда увидел, например, самолет – сказал: «Самолет», почувствовал запах хлеба – сказал: «Хлеб». Услышал шум поезда – сказал: «Поезд». То есть если мы показываем ребенку, какое либо действие, например, прыгаем и спросим у ребенка «Что я делаю?», ребенок ответит «Прыгаешь». Если мы будем показывать ребенку предметы (естественно знакомые ему) например, машинку и спросим «Что это?», ребенок ответит: «Машинка». Ребенок может уже обобщать, например, если положить 3 разных машинки (по цвету, форме, размеру), он все равно скажет на каждую, что это машина.
Поведение слушателя, здесь тоже происходят существенные изменения. Ребенок может найти разнообразные предметы, когда его об этом попросят. Обобщается навык различения предметов, например, «Дай мне желтую машину» (пред ним машинки - красная, зеленая и желтая), и ребенок даст желтую. Может выполнять различные моторные действия без имитативных подсказок, например, «Покажи, как ты прыгаешь?» или «Покажи, как ты плачешь?» и ребенок начинает тереть глаза и притворяется, будто плачет. Может выполнять двухкомпонентные инструкций, например, «Возьми Крошика и отнеси в комнату», «Принеси свою кружку».
Визуальное восприятие и сопоставление с образцом. Ребенок уже может сопоставлять идентичные объекты и картинки в наборах, Сортирует предметы по цветам и формам. Может сопоставлять неидентичные предметы, например, картинки на которых изображены круглые предметы желтого цвета (яблоко, мяч, помидор) и мы даем ребенку яблоко зеленого цвета и говорим: «Найди пару?».
Игра. Здесь уже давно не предметно-манипулятивная игра, а появляется воображаемая игра. Ребенок уже самостоятельно использует игрушки или объекты согласно их функциональному значению. Ищет недостающую игрушку или часть от набора. Самостоятельно играет на детских игровых конструкциях и оборудованных детских площадках. Собирает игрушки, имеющие множество деталей (конструктор, лего, собирает трассу для железной дороги, сцепляет паровозики сцеплением в виде крючка и т.д.).
Социальное поведение и социальная игра тоже выходит на новый уровень. Ребенок уже по собственной инициативе вступает в физический контакт со сверстниками (спонтанно начинает играть в догонялки, может присоединиться к другому ребенку в воде и брызгаться водой). Обращается с просьбой к сверстникам «Пойдем», «Моя очередь». Это могут быть и просьбы об удалении нежелательного предмета или прекращении нежелательного действия, «Отдай мое», «Отпусти». Ребенок играет со сверстниками в социальные игры, приглашает их принять участие в его игре «Давай поиграем». Реагирует на просьбы со стороны сверстников.
Моторная имитация. Ребенок имитирует различные действия мелкой моторики после подсказки «Сделай так» (шевелит пальцами, формирует кулак). Имитирует и трехкомпонентные последовательности после подсказки «Сделай так» (хлопает в ладоши, топает ногами, покружился). Имитирует (или происходят попытки имитации, приближенного движения) какое-либо новое моторное действие взрослого с предметом или без, то есть у ребенка появляется сформированный имитативный репертуар (вы отпили из своей тарелки с супом и ребенок, глядя на вас, поднял свою тарелку с супом и отпил. (Да так бывает😄) Ребенок имитирует функциональное поведение в естественной среде без подсказок со стороны других людей (кушает ложкой, вилкой, надевает рубашку, шапку, снимает ботинки и т.д.)
У нас уже нет спонтанных вокализаций, детский лепет уходит, заменяется лингвистической структурой. Артикуляция ребенка становится доступной для понимания взрослого, даже если он не видит предмета, о котором речь. Ребенок понимает как слушатель не менее 100 слов. Может делать логические ударение «это МОЁ!», изменять ритм речи, интонацию и другие просодические компоненты речи. Общий активный запас ребенка составляет 300 слов (включая в себя вербальные действия, кроме эхо-реакции).
Эхо реакции – ребенок повторяет за взрослым помимо простых и парных слогов, двусложные и трехсложные комбинации (тик-так, муха, телефон). Может говорить громко, тихо, протяжно.
Появляется различение по функциям, характеристикам и категориям (ФХК). Ребенок начинает различать предметы, относящиеся к категориям «Еда» и «Напитки» (например, перед ребенком лежат 5 картинок, на одной из которых изображен банан, а другие с повседневными предметами обихода, взрослый спрашивает «Что ты кушаешь…»). Ребенок может найти предмет, если взрослый не произносит его названия, а только описывает каким-либо образом, то есть задание в формате «дополни фразу», например, «Ты сидишь на…». Ребенок может как минимум различать 25 различных вопросов в формате глагол-существительное, включающих вопросительные слова «что», «на чем», «чем», «который» или «кто» и т.д. (например, «Что из этого умеет летать», «Кто из них лает», «Кто может подпрыгнуть»). Происходит обобщение, ребенок может выбрать один объект, когда ему даются лишь различные утверждения в отношении этого объекта. Например, «Что может летать?» - «самолет», «У чего есть крылья?» - «у самолета», «На чем мы добрались до бабушки?» - «на самолете». Если ребенок начинает спонтанно наименовывать предметы в наборе при вопросах формата ФХК, это является хорошим показателем к его готовности к более интенсивному интравербальному тренингу.
Интервербальные навыки. Это когда ребенок уже готов к диалоговой речи. Он отвечает на вопрос «Как тебя зовут?», в моей практике было такое, спрашиваешь ребенка «Как тебя зовут?», а в ответ то же самое (эхолалия), «Дай машинку» - в ответ «дай машинку». Здесь становится понятным, что ни о каком интравербальном развитии речи нет, этот навык у ребенка не развит. Когда этот навык есть, ребенок может дополнять различные фразы любого вида (то что ребенок уже знает), например, «Кошка говорит…», «Жили у бабуси, два веселых …», «Бабушка и …», « Ты спишь в…». Может отвечать на вопросы содержащие слово «что», «кто», «где», например, «Что ты пьешь?», «Где ложка?», «Кто двое домашнее животное» и т.д.
И последний навык на этом уровне, это навык поведения в группе. Может ли ребенок сидеть за обеденным столом, в группе детей, не проявляя нежелательного поведения. Вообще находиться в группе без попыток уйти (хотя бы в течение 5 мин). Может переходить от одного занятия к другому без лишних подсказок или проявления нежелательного поведения. Реагирует на инструкции взрослого, то есть ребенок может следовать общей дисциплине в группе.
В моей практике как правило очень много детей, которым 4, 5,6,7 лет а уровень навыков на 1 или 2 уровне. Но зная все выше перечисленное , понимаешь в какую сторону двигаться, что развивать и как помочь особенным детям.
Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий